Аркадий и Борис Стругацкие

Карта страницы
   Поиск
Творчество:
          Книги
          Переводы
          Аудио
          Суета
Публицистика:
          Off-line интервью
          Публицистика АБС
          Критика
          Группа "Людены"
          Конкурсы
          ВЕБ-форум
          Гостевая книга
Видеоряд:
          Фотографии
          Иллюстрации
          Обложки
          Экранизации
Справочник:
          Жизнь и творчество
          Аркадий Стругацкий
          Борис Стругацкий
          АБС-Метамир
          Библиография
          АБС в Интернете
          Голосования
          Большое спасибо
          Награды

ПУБЛИЦИСТИКА

 


Велтистов «Глоток Солнца»

Повесть являет собой психологический портрет молодого человека коммунистического будущего. Сюжет повести [зачеркнуто: (если можно говорить о сюжете)] полностью подчинен этой задаче. Герой показан во всех мыслимых аспектах человеческой деятельности: в будничной работе, в дружбе, в любви, в опасности, в условиях предельного напряжения. Герой являет собой нравственный идеал автора, он целен, чист, силен телом и духом, что и подобает человеку коммунизма. Повествование от первого лица позволило ввести в психологический анализ дозу иронии и самокритики, всевременного юношеского самодовольства и известной интимности, возможной лишь в разговоре с самим собой. Разработка образа очень подробна, часто даже излишне подробна – это обстоятельство оборачивается временами плохой стороной: во-первых, сильно затягивает повествование, во-вторых, что более важно, обнаруживает художественные прорехи и «кухню» автора. Имеются в виду нарушения цельности образа (противоречия в образе, как-никак синтетическом, что делает героя несколько ходульным и плакатным), а также назойливость, с которой автор тычет читателя носом в светлые и сильные стороны характера героя. Нельзя даже картины великих мастеров рассматривать под лупой.

Естественно, что ставя перед собой задачу психологическую, автор почти не обращает внимания на сюжет. Сюжет, как и должно быть в такого рода произведениях, полностью подчинен главной задаче. Но фантастика имеет свою специфику, а именно – известную экзотичность, и невнимание к сюжету оборачивается против автора. Уж коль скоро автор избрал сюжет острый – еще бы, пришествие иного разума и угроза человечеству! – то он обязан разработать этот сюжет гораздо подробнее и увязать все концы с концами. Разумеется, такая увязка психологической задаче ничуть не поможет, но для чего тогда брать острый сюжет? Для пущей занимательности? Тогда [зачеркнуто: увя] извольте увязать, закончить, проследить до конца историю союза атавистического человека с космическим злодеем.

Вообще сюжет представляется мало удачным. Тема космического нашествия как таковая не стоит вне закона, однако должна иметь более глубокое психологическое и логическое обоснование. Уэллсовские марсиане напали на Землю потому, что Марс умирал, это борьба за существование. А «облако»? Экспансия ради экспансии? Сомнительно, чтобы высший разум видел в этом какой-либо смысл. Мы-то знаем, что чем интеллигентнее живое существо, тем – как правило! – менее оно агрессивно и более склонно к самосозерцанию. Если автор думает иначе, он должен это доказать, привести более убедительные доводы. Ученый-злодей – тоже не находка. Что угодно: ученый-дурак, ученый-неряха, ученый-азартный игрок. Но злодей? Почему злодей? С какой стати у человека, воспитанного в коммунизме, может появиться жажда власти? А если автор думает, что может, – пусть докажет убедительными доводами. Повесть психологическая, то есть реалистическая, какие бы ни были в ней фантастические декорации, и в отличие от иных видов фантастики произвольные допуски в ней не разрешаются.

Язык повести хорош. Просто отличный язык. Изложение сумбурно, часто противоречиво, полно смены настроений, [зачеркнуто: новы] свежих образов, за этим языком стоит живой человек, отчетливо выраженная индивидуальность.

Предложения:

1. Изменить сюжет. Не стоит врутывать космического пришельца. Образ Горга изменить – сделать его не злодеем, а гениальным дураком, воображающим, что он в одиночку может разом двинуть человечество вперед, если переделает людей при помощи своего изобретения – этого шара, который, скажем, способен убивать в человеке эмоциональное и за счет этого вдесятеро усиливать в них рациональное. Это одна из возможных схем. Если автору угодно оставить сюжет прежним, то доработать его, логически и эмоционально обосновать злодейство землянина и агрессивность высшего разума.

2. Ослабить «нажим» на психологию героя. Пересмотреть в сторону значительного (до 1/4) сокращения всех психологических этюдов. Это необходимо хотя бы в интересах занимательности, не говоря уже о художественности. Образ героя от этого только выиграет.

3. Навести порядок в действиях землян в отношении «облака». Очень безалаберные действия. Если «облако» все время в поле зрения человечества, то зачем группа Акселя гонялась за ним? Почему «облако» сразу же не было исследовано приборами? Почему дядя сумел с ним связаться, а вся мощь земной науки – нет? Много, очень много несообразностей. На Совете Ученых несли явную чепуху. Кстати, нельзя делать, чтобы наука 21-го века повторяла зады науки нашего времени. Лучше вообще воздержаться от изложения научных представлений, а то получается несерьезно.

4. Подумать, сохранятся ли в 21 веке медсестры, маляры, массажисты, шоферы. Лучше для антуража добавить больше хороших выдумок, как светогазеты, эмоциональные машины и т.д.

5. Стилистическая правка противопоказана. Либо должна осуществляться с осторожностью.

При всех недостатках нынешнего варианта [зачеркнуто: , взять его за основу можно и нужно. Из него может] [зачеркнуто: он позволяет очень] можно надеяться, что получится добротная [зачеркнуто: фантастическая] повесть совершенно нового в фантастике вида.

 

[Предыдущая рецензия]     Список рецензий АНС     [Следующая рецензия]


      Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
      © "Русская фантастика", 1998-2012
      © Аркадий Стругацкий, текст, 1963-1972
      © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
      © Алексей Андреев, графика, 2006
      Редактор: Владимир Борисов
      Верстка: Владимир Борисов, Максим Образцов
      Корректор: Владимир Дьяконов
      Страница создана в январе 1997. Статус официальной страницы получила летом 1999 года