Библиография Стругацких

СТРУГАЦКИЕ. ТЕКУЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
ДЕКАБРЬ 2001


КНИГИ

Стругацкий Аркадий, Стругацкий Борис. Понедельник начинается в субботу: Сказка для научных сотрудников младшего возраста / Ил. Е. Мигунова. — М.: АСТ; Астрель, 2002. — 254 с. — (Мастера). 10.000 экз. (п) ISBN 5-17-009545-7; ISBN 5-271-02621-3


ПЕРИОДИКА

Б.а. Время ТВ // Время МН (М.). — 2001. — 28 дек. (№ 236). — C. 9
[Цитата: «Чары недели
Классику жанра — советскую сказку „ЧАРОДЕИ“ покажет канал НТВ 1 января днем. Работник фабрики музыкальных инструментов Иванушка поедет в сказочный Китеж-град, чтобы спасти от злых чар свою невесту Аленушку, и окажется в царстве добрых и злых волшебников. Сейчас уже мало кто помнит, что „Чародеи“ — это приспособленный для телевидения, отретушированный и приглаженный роман братьев Стругацких „Понедельник начинается в субботу“. Только в „Понедельнике“ не было никаких Иванушек, Аленушек и песенок про „Три белых коня“. Зато был институт НИИЧАВО, переделанный самими Стругацкими в НУИНУ».]

Б.а. Книжный развал // Челябинская неделя (Челябинск). — 2001. — 6 дек. (№ 48)
[Упоминаются Стругацкие]

Б.а. Кризис среднего возраста. Хронология // Известия (М.). — 2001. — 17 нояб. (№ 213). — С. 6.
[Цитата: 1972
Аркадий и Борис СТРУГАЦКИЕ
«Мы знаем, что все меняется, нас с детства учат, что все меняется, мы много раз видели своими глазами, как все меняется, и в то же время мы совершенно не способны заметить тот момент, когда происходит изменение, или ищем изменение не там, где следовало бы. Вот уже появились новые сталкеры, оснащенные кибернетикой. Старый сталкер был грязным, угрюмым человеком, который со звериным упорством, миллиметр за миллиметром, полз на брюхе по Зоне, зарабатывая куш. Новый сталкер — это франт при галстуке, инженер, сидит где-нибудь в километре от Зоны, в зубах сигаретка, возле локтя стакан с бодрящей смесью, сидит себе и смотрит за экранами. Джентльмен на жалование».
«Но вся беда в том, что человек, во всяком случае, массовый человек, тот, которого вы имеете в виду, когда говорите „про нас“ или „не про нас“, — с легкостью преодолевает потребность в знаниях. По-моему, такой потребности и вовсе нет. Есть потребность понять, а для этого знаний не надо. Гипотеза о боге, например, дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно все понять, абсолютно ничего не узнавая... Дайте человеку крайне упрощенную систему мира и толкуйте всякое событие на базе этой упрощенной модели. Такой подход не требует знаний. Несколько заученных формул плюс так называемая интуиция, так называемая практическая сметка и так называемый здравый смысл».
Из романа «Пикник на обочине»]

Б.а. Литературная премия Аркадия и Бориса Стругацких: [Положение, лауреаты] // Нева (СПб.). — 2001. — № 3. — С. 4 обл.

Б.а. Пикники на обочине // Саратовские вести (Саратов). — 2001. — 8 дек.
[Цитата: «УФОЛОГИЧЕСКАЯ — наиболее простая для понимания. Если НЛО в наше время летают где угодно, то почему бы им не появляться на Земле хоть тысячу, хоть миллион лет назад? И... намусорить здесь. Устроить, как писали Стругацкие, пикник на обочине!..»]

Б.а. Читаете ли вы фантастику?: [Ответы на вопрос редакции] // Лит. Россия (М.). — 2001. — 14 дек. (№ 50). — С. 15. — (Мир фантастики)
[Упоминаются Стругацкие]

Адамский Александр. Неделя высокой моды на экономику образования: [Парламентские слушания по проблемам законодательного регулирования в экономике образования] // Управление школой (М., приложение к газете «Первое сентября»). — 2001. — 8 дек. (№ 46). — C. 1
[Цитата:
«А также улучшить информированность граждан о законодательном регулировании образования. И организовать общественную дискуссию по проблемам законодательного обеспечения образования.
Последние две рекомендации я лично выполню немедленно. А что касается остальных, то невольно вспоминается литературный персонаж из „Сказки о тройке“ братьев Стругацких. Там главарь тройки все время обращался к одному из своих подчиненных: „Затруднение? Товарищ Фарфуркис, устраните!“ И тот немедленно бросался на устранение. Хорошая сказка, поучительная...
А кто у нас работает Фарфуркисом?»]


Академик Российской Академии Медицинских наук Влаиль Казначеев: «Мы должны срочно понять, куда исчезает наше население» / Беседовал Игорь Труфанов, Новосибирск // Век (М.). — 2001. — 21 дек. (№ 50). — С. 9
[Цитата: «А фантастическая реальность исследовательского института академика, говорят, вдохновила когда-то братьев Стругацких на повесть „Понедельник начинается в субботу“.]

Белоусов Сергей. Кто, где и в чем собаку съел? // Новая Сибирь-Молодая Сибирь (Новосибирск). — 2001. — 21 дек. (№ 51). — С. 10
[Цитата: «Так что собачка — недурной деликатес во многих странах мира, а благодаря братьям Стругацким попала и в инопланетное меню. Помните, в культовой повести „Трудно быть богом“ герои, кроме тушенного с черемшой крокодила, жареных баранины и оленины, морских раков, маринованных моллюсков и еще груды всякой всячины, потребляют „собачьи уши, отжатые в уксусе“? Хорошее, видимо, дело, если кто понимает».]

Бушин Владимир. Хамелеоновы братья // Правда КПРФ (М.). — 2001. — 28 дек. (№ 147). — С. 4
[Упоминается А. Стругацкий]

Васильев Владимир («Воха») [Интервью] / Вопросы задавал Ю. Астров-Зацарицынский // F-хобби (Бобров Воронеж. обл.). — 2001. — № 6. — С. 75
[Цитата:
« — Как ты относишься к Стругацким?
 — В.В.: На их книгах мы выросли... Самое дружественное отношение.
(В третьем сборнике „Время Учеников“ есть небольшой рассказ Вохи „Перестарки“. Действительно, отношение самое дружественное – ни полемики, ни искажения идей, чем нередко грешили авторы этих сборников...)»]

Васильев Юрий. В.Путин просит резиденцию: Кто хочет превратить музей-усадьбу «Архангельское» в госрезиденцию с дачами и зоной отдыха? // Московские новости (М.). — 2001. — 18 дек. (№ 51). — С. 2-3
[Цитата: «Честно говоря, никто бы не удивился, если бы госсекретарь российско-белорусского Союза П.П.Бородин высказался в духе одного из героев братьев Стругацких: мол, не вижу причины, по которой благородному дону такому-то возбраняется размещаться в приспособленных для высоких гостей резиденциях на лоне подмосковной природы и т.д.»]

Выпускающий редактор Александр Крамаренко советует прочитать... // Бизнес (Киев). — 2001. — 10 дек. (№ 50)
[Цитата: «Стояли звери около двери. В них стреляли — они умирали.
Это всего-то считалочка из романа братьев Стругацких „Жук в муравейнике“ и совсем не то, о чем вы подумали...»]


Герман Алексей. Алексей Герман. Если будем заигрывать, обязательно доиграемся: На ленинградской дамбе в средневековых декорациях снимается фильм о будущем / С режиссером беседует наш спец. корр. А.Чернова; Фоторепортаж Д.Конрадта // Новая газета (М.). — 2001. — 24-27 дек. (№ 93). — С. 12-13

Долин Антон. Помилуй нас, всесильный Рубик! // Газета (М.). — 2001. — 3 дек. (№ 38). — C. 10
[О к/ф «Куб». Цитата: «Ибо, как вскоре выясняется, Куб — лабиринт, он состоит из тысяч кубических комнат, в каждой грани которой есть вход в следующую. В большей части комнат установлены смертоносные ловушки (их режиссер демонстрирует всего пару раз — сетка, режущая человека на кубики, и серная кислота, выжигающая ему лицо, но тем эффектнее они смотрятся на аскетичном фоне остального фильма), которые можно обходить, ориентируясь по таинственным числам, обозначенным на пороге. У каждой комнаты — свой цвет, но видимого смысла в этом нет. Разумеется, вскоре выясняется, что все происходящее — экзамен, но экзамен необычный. Вспомним в этой связи „Сталкера“. Правда, здесь проводник гибнет в первые минуты фильма, успев лишь научить героев, как распознавать опасность. У Тарковского (и Стругацких) кидали гайки с бинтиками, в „Кубе“ — ботинки на длинных шнурках...»]

Дондурей Даниил. Вперед, к ко-продукции! // Газета (М.). — 2001. — 26 дек. (№ 53). — C. 11
[Цитата: «Алексей Герман продолжает обычную для него многолетнюю эпопею „Трудно быть Богом“ по Стругацким с Ярмольником в главной роли».]

Дуров Лев. Протест маленького человека: [Беседа с актером, режиссером Львом Дуровым / Беседовал Валерий Брок] // Трибуна (М.). — 2001. — 21 дек. (№ 230). — С. 10.
[Цитата:
« — Среди ваших режиссерских работ — спектакль „Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах“ по произведению братьев Стругацких. Их творчество и на киноэкран-то труднопереносимо, а на театральную сцену тем более. Как вам это удалось?
 — Достаточно легко, ведь это не инсценировка, а специально написанная пьеса. Интересно, что их непременным условием было, чтобы спектакль ставил Лев Дуров. У меня сохранилось письмо Стругацких нашему директору об этом, попавшее ко мне в руки случайно и много позже. А во время работы над спектаклем я ничего не знал...
 — Сами Стругацкие как-то участвовали в работе?
 — Знаете, очень странно: они даже не видели спектакля — принципиально не ходили в театр! Я звонил, приглашал на премьеру, но они говорили: „Мы знаем, что спектакль хороший, но мы в театр не ходим...“]

Журавлева Елена. Недоваренные пельмени как символ петербургского качества: В Мариинском дворце прошла раздача слонов, то есть вручение премий «За качество» // Смена (СПб.). — 2001. — 10 дек. (№ 270). — C. 3
[Цитата: «Среди товаров питерских производителей, отмеченных „Академией проблем качества“ и Госстандартом РФ как лучшие в своей области, оказались хорошо всем известные соки и нектары „Nico“, пельмени „Дарья“, а также прогулочные моторные лодки, устройства доочистки питьевой воды, товары для автолюбителей и многое другое. Впрочем, в полном соответствии с принципом, провозглашенным в свое время братьями Стругацкими, „счастье для всех даром, и пусть никто не уйдет обиженным“, почетный знак „За достижения в области качества“ получили руководители и тех предприятий, продукция которых в список „100 лучших товаров России“ не вошла. Региональная комиссия по качеству разумно рассудила, что важен не результат, а процесс, и наградила VIР-персон местного масштаба „за последовательную и целенаправленную деятельность по решению проблем качества на своих предприятиях“.]

Завгородний Борис. 12.10.2001 в Волгограде состоялся мини-волгакон, посвященный памяти А.Н. Стругацкого // F-хобби (Бобров Воронеж. обл.). — 2001. — № 6. — С. 38-39. — (Что? Где? Когда?)

Зеркалов Александр. Евангелие Михаила Булгакова (отрывки из книги)... // Химия и жизнь - XXI век (М.). — 2001. — № 11. — C. 74-77
[На с. 74-75 фото: «А.Н.Стругацкий и А.И.Мирер»]

Измайлов Андрей. Референт: Мемуар: Все, что вы хотели узнать о писателях, но боялись спросить // Нева (СПб.). — 2001.  — № 9. — С. 107-131
[Цитата:
«Критика Евгения Павловича Брандиса все очень уважали. А у Стругацкого случился юбилей. Драбанты решили поздравить его на дому. Он через „связного“, Вячеслава Рыбакова, поставил условие: не больше получаса, и не больше четырех человек.
Он об этом знает, мы об этом знаем, но дипломатически играем в непосредственность. Он: „О, какие люди пришли!“ Мы: „Да вот, проходили мимо и решили...“
Ровно через полчаса разыгрываем: смотрим на часы и, переглядываясь, мнемся:
 — Ну, пора!
 — Да что вы! — гостеприимно лицемерит Стругацкий. — Да посидите еще!
 — Нет, — говорю, — Борис Натанович! Извините, но вы разрешили только четверым можно придти, а Евгений Павлович тоже не мог не поздравить, но он пятый. И он сказал: „Вы идите, а я вас в подъезде подожду, покурю пока. Только не задерживайтесь, а то холодно“.
Стругацкий на минуточку остолбенел. Представил, вероятно, субтильного, старенького Брандиса на апрельской холодрыге в подъезде с обмусоленной сигареткой.
Хором бросились пояснять, мол, шутка!
Пришел как-то Измайлов к Стругацкому и подарил давнему чаелюбу Борису Натановичу два специальных сосуда для употребления чая, специально вывезенных из Баку.
Стругацкий руками всплеснул и воскликнул: „Андрей Нариманыч! Вы меня обогащаете!“
Пришел Измайлов от Стругацкого домой и сразу все записал. Потом перечитал и решил последовать известной тезе: краткость — сестра таланта. Взял и вычеркнул все лишнее, всяческие ненужные подробности. Вот и получилось: „Пришел как-то Измайлов к Стругацкому. Стругацкий руками всплеснул и воскликнул: „Андрей Нариманыч! Вы меня обогащаете!“
Пришел как-то Измайлов к Стругацкому и говорит:
 — Был я тут, Борис Натаныч, в Москве и, что бы вы думали, встретился там в Кремле с Бабенкой!
 — Зря вы так! — перебил Стругацкий. — Виталик хороший человек и писатель тоже!
Пришел как-то Измайлов к Стругацкому, а тот и говорит:
 — Вы только не ссорьтесь, ребятушки!
 — А я и не ссорюсь ни с кем! — сказал Измайлов. — Даже когда в гости приходят, я никого в шею не гоню.
 — Например? — уточняет педантичный Стругацкий.
 — Например, — говорит Измайлов, — были у меня тут Рыбаков и Столяров...
 — И Столяров? — недоверчиво уточняет Стругацкий.
 — Оба... — подтверждает Измайлов. — Правда, сначала намеревался только Рыбаков и не в гости, а по делу — рукопись забрать, на минуточку. А я Славочку предупредил, что буду в запланированном забытьи (после некоей презентации). Он и пришел. И Столяров с ним. Глядят: Измайлов в забытьи. Ну они сели на кухне, выпили то, что принесли с собой, еще по сусекам поскребли. Песни попели любимые — „Взвейтесь кострами!“ и „Ой, да не вечер!“, надоели жене Измайлова хуже Жириновского и ушли часа через три. Так что были, были они в гостях. Оба. Если жене верить.
 — Если еще придут, — сказал педагогичный Стругацкий, — гоните их в шею».]


Ильичев Георгий. Общий аршин: Евросоюз надеется когда-нибудь принять Россию в свое лоно // Известия (М.). — 2001. — 30 июля
[Цитата:
«Спорить со столь здравыми речами, вдобавок изложенными хорошим литературным языком, не хочется. Только никак не идут из головы две истории: о данайцах и о прогрессорах. Про первую все хорошо помнят, ее в подробностях изложил еще на заре европейской культуры Гомер. Не обернутся ли просвещенные европейцы озверевшим древнегреческим ОМОНом, когда, принеся дары на алтарь сотрудничества, они в итоге ворвутся на наш внутренний рынок? Конкурентов ведь при либеральной экономике не щадят, это первая заповедь капитализма.
С прогрессорами сложнее. Само слово придумали в свое время братья Стругацкие. В их фантастических романах прогрессором именовался персонаж из высокоразвитой цивилизации, который внедрялся в какое-нибудь слаборазвитое общество на другой планете и старался ускорить его прогресс изнутри. Для этого он встречался с наиболее просвещенными в том мире людьми и пытался осуществить — с их помощью, но часто против их воли — какие-то новаторские и гуманистические идеи. Обычно все кончалось очень скверно, как в финале романа „Трудно быть богом“. Благие намерения и их последствия, знаете ли».]


Карасев Дмитрий. Танцы с волками // Эпиграф (Новосибирск). — 2001. — 20 дек. (№ 49)
[Цитата: «На фоне всего этого благолепия и „взаимопроникновения воздухов“ (А.П. Чехов) все остальное выглядит сущей нелепицей. Накануне грядущего волшебного праздника мечтается о лучшем, верится в разум... Хочется, чтобы Новый год принес нам немного чуда. Дабы „никто не остался обиженным“ (А. Стругацкий, Б. Стругацкий «Трудно быть богом»).]

Карасев Игорь. Актриса наложила кучу вовремя съемок фильма Алексея Германа «Трудно быть богом» // Петербург-экспресс (СПб.). — 2001. — 13 дек. (№ 49). — С. 12

Кашницкий Савелий. С интегалом наперевес: Бен Ладен скрывается не только в Кандагаре, но и в старом советском НИИ // Московский комсомолец (М.). — 2001. — 11 дек. (№ 277). — С. 7
[Упоминаются Стругацкие]

Книги — события / Подготовил Степан Итатов // Витрина читающей России (М.). — 2001. — 14 дек. (№ 12). — С. 55-56
[Цитата: «Что касается вещей, напротив, лицемерно порицаемых, — то я как-то больше доверяю Б.Стругацкому, чем чиновнику-запретителю со сколь угодно долгим стажем сидения в руководящем кресле».]

Константинов Андрей. Не хочу, чтобы уроды относились ко мне хорошо! / Беседовал Андрей Горбунов // Калининградская правда (Калининград). — 2001. — 5 дек. (№ 242). — С. 2
[Цитата: «Я книги пишу не для публики — для себя. Нет, не „в стол“, а так, как я бы хотел прочитать. Когда-то меня этой простой штуке научил Борис Стругацкий. Однажды я спросил его, как он начал писать такую замечательную фантастику? „Мы с братом очень любили фантастику читать. А читать-то было нечего. Вот мы и стали писать то, что хотели бы прочитать“, — ответил Борис Натанович».]

Коршунова Наталья, Фадин Александр.Он — не настоящий? Хотим ли мы, чтобы нас клонировали? // Домовой (М.). — 2001. — 6 дек. (№ 12). — С. 188-192
[Цитата: «Помните „Понедельник начинается в субботу“ Стругацких? Там герои делали себе дублей для разных текущих надобностей: к начальству сходить, с девушкой потанцевать, пока оригинал занят более интересными делами. Отношение к дублям было теплое, но снисходительное: понятно, что это не настоящие люди, своей воли у них нет, они нужны для удобства хозяина».]

Котомин Михаил. Через тернии — к звездам // Независимая газета: EX – LIBRIS (М.). — 2001. — 20 дек. (№ 46)
[Упоминаются Стругацкие]

Кроссворд новогодних кинокомедий: «Карнавальная ночь», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Чародеи», «Эта веселая планета» / Сост. Павел Киншаков // Век (M.). — 2001. — 27 дек.-10 янв. 2002 (№ 51). — С. 16

Крохина Мария. Реальное телевидение: Зритель хочет видет себя всевидящим оком? // Полярная правда (Мурманск). — 2001. — 18 дек. (№ 185). — C. 3
[Цитата: «Зритель хочет чувствовать себя всевидящим оком, вершителем судеб. Но постепенно и это перестает возбуждать. „У него же потребности! Они же у него растут!..“ – как говорил Выбегалло в знаменитом когда-то романе „Понедельник начинается в субботу“ братьев Стругацких. И он требует все более изощренных зрелищ. То, что раньше будоражило кровь, больше не трогает. Остается лишь нездоровое любопытство к насилию. В книге Татьяны Толстой „Кысь“ главный герой, живя в полупервобытном обществе, исповедует те же взгляды: когда другому глаз выбьют – это весело, а ежели самому вред учинят – это нет, не весело. Так что зрителя возвращают к животным привычкам».]

Кузина Светлана. «Чародеи». Сквозь стены прямо в сердце // Аргументы и факты. Суббота-воскресенье (М.). — 2001. — 16 янв. (№ 3)

Ларионов Владимир. Петербургские хроники // F-хобби (Бобров Воронеж. обл.). — 2001. — № 6. — С. 11
[О заседании семинара Бориса Стругацкого от 8 октября, посвященного обсуждению очередного рассказа на конкурс «12 июня 2018 года» и творческом вечере Святослава Логинова 22 октября]

Латенко Василий. Второе дыхание у «Крокодила» и других // Молодежь Эстонии (Таллин). — 2001. — 10 дек. (№ 283)
[Упоминается, что в журнале «Звезда» печатались лучшие писатели СССР, в т.ч. Борис Стругацкий]

Майор Константин Александров. Армии — специалистов, а не «коекакеров» // На боевом посту! (Читинская область). — 2001. — 8 дек. (№№ 95-96). — С. 5
[Цитата: «Но шло время... Все дальше уходила в прошлое вторая мировая война. И хотя в штатной структуре мотострелкового взвода Советской Армии должность снайпера сохранилась, конкретная подготовка этих специалистов сошла на нет. Как-то забывалось, что снайпер (от английского sniper — стреляющий из укрытия) — специально обученный военнослужащий, в совершенстве владеющий искусством меткой стрельбы, маскировки и наблюдения. И в результате в мотострелковых подразделениях стали служить, выражаясь терминологией братьев Стругацких: „коекакеры“ — люди, которым вместо глубоких знаний дали верхушки и все. Правда, война в Афганистане, а затем различные конфликты в некоторых регионах бывшего Советского Союза, в частности на Северном Кавказе, заставили повернуться к этой проблеме лицом и расставить точки над "i"».]

Макаренко Александр. Как сотворить «Чудо в перьях»? Таксидермисты Питера способны сделать чучело из любой земной твари // Комсомольская правда в Петербурге (СПб.). — 2001. — 19 дек. (№ 232). — С. 15
[Цитата: «Помните фразу из незабвенного романа братьев Стругацких: „В кабинете Кристобаля Хозевича стояло великолепно выполненное чучело штандартенфюрера СС в полной парадной форме. Хунта был великолепным таксидермистом. Штандартенфюрер тоже. Но Кристобаль Хозевич успел раньше“».]

Мамин Юрий: «Русские страшилки» — это наша реальность» // Известия (М.). — 2001. — 20 июля
[Упоминается «Понедельник начинается в субботу»]

Медовников Д. «Лэнд-крузер» для академика: Чтобы хорошо заработать на науке, нужно отучиться делить ее на высокую и приземленную // Эксперт (М.). — 2001. — № 1-2. — С. 20-21
[Цитата: «Новосибирский Академгородок расположен практически в тайге. Когда впервые попадаешь сюда, возникает стойкое впечатление, что оказался на съемках фильма конца шестидесятых по произведениям ранних Стругацких: бородатые физики, корпуса НИИ, живописно выглядывающие из-за сосен, на книжных лотках вместо Марининой и Дашковой — учебники по квантовой механике и труды Резерфорда».]

Мировская Алла. Большой триумф // Новое время (М.). — 2001. — 16 дек. (№ 50). — С. 47
[Упоминаются Стругацкие]

МК конкурс // Московский комсомолец. Воскресный выпуск (М.). — 2001. — 16 дек. (№ 51). — С. 31
[Упоминается «Понедельник начинается в субботу»]

Налбандян Юлия. Беседы с «Командором» [В.П. Крапивин] // F-хобби (Бобров Воронеж. обл.). — 2001. — № 6. — С. 77-80
[Цитата:
« — Владислав Петрович, а Вы вообще фантастику, фэнтези любите? Если да — то что? Похоже, что Толкиена, Кинга, Лукьяненко и т.д. на ночь читать не будете.
 — Я люблю Стругацких, причем все их вещи. И „Далекую Радугу“, и „Улитку на склоне“, и „Трудно быть Богом“, и „Град обреченный“ и т.д. Их и перечитываю.
 — А как вы думаете, виноваты ли прогрессоры в Арканарском кризисе?
 — Думаю, что прогрессоры не виноваты. К сожалению, у кризисов есть способность возникать самим по себе и порой без видимых причин».]


Никашина Евгения. Приключения книг, роликов и брелока от ключей: Как научить ребенка уважительному отношению к вещам, своим и чужим? // Первое сентября (М.). — 2001. — 18 дек. (№ 41)
[Цитата: «Это ничего, что пульт от видеоплеера застрял в чужом доме более чем на год, — мы хотя бы знаем, где он. Ау, гитара! Где вы, ролики? Кто заныкал любимый „Понедельник“ братьев Стругацких петрозаводского издательства еще доперестроечных времен на серой газетной бумаге и хорошим человеком подаренный? Вспомнить не могу — увы, не записано, знаю только, что своей рукой отдала».]

Плужникова Камилла. Самые читающие мы: Что нужно для того, чтобы услышать голос книг? // Первое сентября (М.). — 2001. — 22 дек. (№ 92)
[Упоминаются Стругацкие]

Притула Виктор. В ожидании прекрасного Завтра не пропустить бы настоящую жизнь: Новогодний разговор с тремя фантастами о вечных проблемах человечества [Д.Громов, О.Ладыженский, А.Валентинов] // Слово (М.). — 2001. — 28 дек. (№ 51). — C. 11-12
[Цитата:
« — В.П.: Вы путешествуете в машине времени, полностью в том или ином мире растворяясь. Герой романа „Трудно быть богом“ братьев Стругацких пытается что-то изменить. А ваши герои?
 — А.В.: „Трудно быть богом“ классический роман, создававшийся в тех условиях, когда приходилось говорить иносказаниями. И подобная „мушкетерская проза“ позволяла тогда обходить цензурные рогатки. Сейчас таких проблем нет. Но отличие наших книг в том, что у Стругацких ставились проблемы очень современные для советских людей 60-х годов XX века, хотя были и проблемы глобальные, скажем, вмешательства и невмешательства. Я же стараюсь понять проблемы моих героев, которые актуальны для них, и показать, что они остаются актуальны во все времена. Скажем, террор французской революции всегда останется ужасен и аморален. И через 200, и через 2000 лет. Он не покроется патиной понимания и прощения».]


Ростовский Михаил. БАБ стал «костылем»: Как прижиматься к власти? // Московский комсомолец (М.). — 2001. — 24 дек. (№ 286). — С. 1-2
[Цитата: «Гвоздем проходившего в одной из московских гостиниц съезда либералов должен был стать очередной телемост с лондонским изгнанником. Но всех желающих поглазеть на Бориса Абрамовича ждало жестокое разочарование. Администрация отеля со ссылкой на технические сложности проект зарубила. В итоге все действо вначале сильно смахивало на смесь литературного утренника и ученого диспута. Например, вдохновенная речь лидера „Либеральной России“ Сергея Юшенкова включала в себя подробный пересказ одного из романов Стругацких и была усыпана выражениями типа „проект проекта“ и „эпистемологический оптимизм“. В политическом же отношении особенно обращал на себя внимание упрек, который партийный товарищ Березовского бросил нынешней власти. Она, мол, чересчур тесно сращивается с бизнесом. Впрочем, недостаток громких политразоблачений в спиче Юшенкова был полностью исправлен другими ораторами».]

Роткевич Елена. Шерлок Холмс стоит на полке мертвым: Что читают наши дети? // Петербург-экспресс (СПб.). — 2001. — 20 дек. (№ 50). — С. 20
[Упоминаются Стругацкие]

Рунова Оксана. Актрисы – да и только // Санкт-Петербургский курьер (СПб.). — 2001. — 13 дек. (№ 49). — С. 10
[Цитата: „Творческий коллектив“ зоопарка всегда востребован. Поучаствовали в съемках „Бременских музыкантов“ Александра Абдулова, в съемках фильма по роману Стругацких „Трудно быть богом“.]

Cкирюк Дмитрий [Интервью] / Вопросы задавал Ю. Астров-Зацарицынский // F-хобби (Бобров Воронеж. обл.). — 2001. — № 6. — С. 76
[Цитата:
« — Значит, отечественную фантастику ты... не очень?
 — Д.С.: Почему же? У А. и Б. Стругацких есть много вещей, которые мне по душе. Но не все, далеко не все... Многое оставило меня равнодушным. В нашей фантастике Стругацкие — наиболее разноплановые авторы. Безусловно, их книги оказали на меня огромное влияние. Я учился у них, как воспринять человека, как его описать. У них были совершенно уникальные наработки, которые все еще ждут своего исследователя. Сейчас исследуют их сюжет, работу над типажами — но совершенно не занимаются их работой над словом. Меня, например, поражает, как они описывают внешность персонажа. Скупые строчки — и вдруг, например, фраза: „Одна бровь у него была белая“ И мгновенно возникает лицо... Это большие мастера».]


Стругацкий Борис. Б.н.: [О выставке «Портрет в России. ХХ век» в Русском музее] // Невское время (СПб.). — 2001. — 9 нояб. (№ 203). — C. 1

Стругацкий Борис. Б.н.: [Переписка с Андреем Свиридовым] // КонтиненТ (Алматы). — 2001. — 17-30 янв. (№ 1). — С. 35
[Взято из Off-Line интервью с Борисом Натановичем Стругацким, идущим на сайте «Русская фантастика»: www.rusf.ru/abs/int.htm]

Стругацкий Борис. Б. Стругацкий: «Однажды узбек, пытаясь убить меня, изрезал ножом всю кровать» / [Вопросы задавал] Э. Амурский // Вечерние Вести (Киев). — 2001. — 15 июня (№ 87). — С. 14

Стругацкий Борис. Из Off-Line интервью с Борисом Натановичем Стругацким // Третье тысячелетие (Новосибирск). — 2001. — № 1. — С. 1-3

Стругацкий Борис. Когда клонируют человека? / Борис Стругацкий, писатель // Демоскоп-Weekly (М.). — 2001. — 3-16 дек. (№ 45-46)
[«Демоскоп-Weekly» — электронная версия бюллетеня «Население и общество» (М.), издаваемого Центром демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН]

Стругацкий Борис. Последний поклон / Борис Стругацкий // Крестьянин (Ростов-на-Дону). — 2001. — 6 дек. (№ 49). — C. 3

Стругацкий Борис. Слово читателя: [О газете «Известия»] / Борис Стругацкий, писатель // Известия (М., московский выпуск). — 2001. — 28 дек. (№ 240). — С. 12

Стругацкий Борис. Страна скорбит по Астафьеву / Борис Стругацкий // Красноярский рабочий (Красноярск). — 2001. — 1 дек. (№ 226). — C. 1

Сурнина Полина. С рифмой по жизни: Способна ли виртуальная поэзия породить реального Пушкина? // Ежедневные новости-Подмосковье (М.). — 2001. — 20 дек. (№ 185). — С. 7
[Цитата: «Как братья Стругацкие, в свое время заявившие себя как С.Витицкий и С.Ярославцев».]

Театр с Еленой Ковальской // Афиша (М.). — 2001. — 10 дек. (№ 24). — C. 136-157
[Репертуар Театра на Малой Бронной: 14 и 19 декабря, 19-00. „Жиды города Питера“ А.Стругацкого, Б.Стругацкого. Режиссер Лев Дуров. В ролях: И.Кириченко, А.Песелев, Л.Дуров и др. Продолжительность: 2 часа 10 минут, 1 антракт. Цена билетов 20-100 рублей.]

Шикова Марина. Каждый год, 31 декабря, мы всей страной... // Вести (СПб.). — 2001. — 29 дек. (№ 151). — C. 5
[Цитата:
«И УНОСЯТ МЕНЯ, УНОСЯТ МЕНЯ ТРИ БЕЛЫХ КОНЯ
Современная сказка „Чародеи“ про Иванушку и возлюбленную его Аленушку, снятая режиссером Константином Бромбергом по роману братьев Стругацких, сразу же стала еще одним непременным атрибутом новогодних праздников. И хотя вряд ли фильм может составить конкуренцию рязановским историям, его непременно показывают в последний день года и порой даже не по одному каналу. Целое созвездие актеров — Э.Виторган, М.Светин, А.Абдулов, А.Яковлева, В.Золотухин, В.Гафт, Е.Васильева — ежегодно на наших глазах творят чудеса, раскрывают злодейства, смеются, интригуют, поют, влюбляются... Почти все актеры с удовольствием вспоминают свою работу в „Чародеях“. А особенно... буфеты Центрального телевидения, в павильонах которого и снимали фильм. Хотя, как рассказывает тот же Валентин Гафт, за этот фильм его ругали почти все друзья. И не просто ругали, а стыдили. Сам же артист говорит: „Ну и покривлялись всласть.“ Михаилу Светину больше всего запомнились сцены, где его герой должен был висеть вниз головой: очень больно резали ремни все тело. Зато это неудобство компенсировалось другими сценами, где Светину полагалось по роли ездить на... Виторгане. Несмотря на такое неравноправие, актеры очень подружились, а их песенка „Главное, чтобы костюмчик сидел“ стала почти что всенародным хитом. И только одному Семену Фараде фильм очень скоро перестал нравиться: 31 декабря у актера день рождения, и каждый год видеть себя в этот день в образе гостя с юга, блуждающего по каким-то неведомым коридорам с отупевшей физиономией — это, знаете ли, кому угодно может надоесть.
В этом фильме много самых невероятных трюков — один проход Виторгана сквозь стену чего стоит. Но актеры даже и теперь, спустя столько лет после съемок, не выдают всех технических секретов.
Зато теперь у нас есть замечательная песенка Евгения Крылатова про трех белых коней. И уносят меня, уносят меня... Эх!»]


Янцев С. Гравитационные парадоксы: [Статья] // Эксперт (М.). — 2001. — № 13. — С. 10
[Упоминаются Стругацкие]

В обзоре использована информация, полученная от Нины Ильиных,
Владимира Колядина, Аллы Кузнецовой, Александра Лукашина,
Андрея Мешавкина, Юрия Флейшмана.


Фантастика:    Братья Стругацкие:    [КАРТА СТРАНИЦЫ]    [ПОИСК]   

ТВОРЧЕСТВО: [Книги] [Переводы] [Аудио] [Суета]
ПУБЛИЦИСТИКА: [Off-line интервью] [Публицистика АБС] [Критика]
    [Группа "Людены"] [Конкурсы] [ВЕБ-форум] [Гостевая книга]
ВИДЕОРЯД: [Фотографии] [Иллюстрации] [Обложки] [Экранизации]
СПРАВОЧНИК: [Жизнь и творчество] [Аркадий Стругацкий] [Борис Стругацкий] [АБС-Метамир]
    [Библиография] [АБС в Интернете] [Голосования] [Большое спасибо] [Награды]

Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
© "Русская фантастика", 1997-2001
© Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, 2001
© Владимир Борисов, Юрий Флейшман, состав, 2001
© Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
© Алексей Андреев, графика, 1999
   Редактор: Владимир Борисов
   Верстка: Владимир Борисов
   Корректор: Владимир Дьяконов
Страница создана в январе 1997. Статус официальной страницы получила летом 1999 года