Аркадий и Борис Стругацкие

Карта страницы
   Поиск
Творчество:
          Книги
          Переводы
          Аудио
          Суета
Публицистика:
          Off-line интервью
          Публицистика АБС
          Критика
          Группа "Людены"
          Конкурсы
          ВЕБ-форум
          Гостевая книга
Видеоряд:
          Фотографии
          Иллюстрации
          Обложки
          Экранизации
Справочник:
          Жизнь и творчество
          Аркадий Стругацкий
          Борис Стругацкий
          АБС-Метамир
          Библиография
          АБС в Интернете
          Голосования
          Большое спасибо
          Награды

ПУБЛИЦИСТИКА

 


Отзыв на фантастическую повесть А.Валентинова «Заколдованная планета» (128 стр.)

Тридцать лет работает на планете Такрия отряд цивилизаторов – героев-энтузиастов, посвятивших себя благородной задаче цивилизовать аборигенов планеты, находящихся на стадии первобытно-общинного строя. По облику такрийцы совершенно как люди, но вот с разумом и способностью воспринимать у них слабо. И еще одно мешает цивилизаторам: загадочные психические аномалии, выражающиеся в массовых вспышках буйства, которые время от времени охватывают целые племена, разом [зачеркнуто: все] перечеркивая всю кропотливую работу землян. Есть на Такрии и другие загадки, до которых у людей не дошли руки. Например, странные водяные животные, именуемые плюющимися пиявками, которые поражают своих жертв электронной плазмой и общаются между собой радиосигналами. Живут они в так называемом Синем болоте и больше нигде не встречаются. В начале повествования на Такрию прибывает молодой астробиолог Ирина, единственный на планете человек, который будет исследовать пиявок. В середине повествования Ирина с помощью новых друзей и [зачеркнуто: после] ценой [зачеркнуто: нескольких] некоторых потерь в технике добывает и препарирует несколько экземпляров таинственных тварей, и тут оказывается, что это сложные кибермеханизмы, которые под воздействием среды начали превращаться в организмы. В конце повествования Ирина догадывается, что озеро искусственное, что пиявки [зачеркнуто: просто] запущены для его охраны, что под озером что-то есть. Действительно, обнаруживается некий шар, излучающий опасную радиацию, а под шаром – [зачеркнуто: неизвестный] космический корабль, принадлежащий неведомой цивилизации. Естественно, выясняется, что корабль этот в незапамятные времена потерпел аварию, лишился горючего, экипаж [зачеркнуто: спр] с горя впал в анабиоз, [зачеркнуто: и стал] предварительно обезопасив себя от некомпетентных поползновений при помощи озера и кибернетических пиявок. Разрешилась и загадка с упорной отсталостью аборигенов: оказывается, [зачеркнуто: они т] психическая недостаточность вызвана у них воздействием радиации из последнего контейнера с горючим, который был пожертвован пришельцами на подзарядку пиявок. [зачеркнуто: Как] И как только контейнер изолировали, пиявок выловили, пришельцев разбудили, туземцы сразу поправились и стали стремительно развиваться в сторону товарообмена (а там, глядишь, и до рабовладения рукой подать). Героическая же Ирина отправляется на родную Землю купаться в лучах славы.

Надо признать, что повесть читается с большим интересом, и образы героев – Ирина, Буслаев, Мимико – при всей их простоватости и некоторой [зачеркнуто: инфантильности] наивности получились довольно привлекательными. Причина неудачи автора не [зачеркнуто: литера] художественного, а прямо скажем, идейно-технического свойства. Пока автор задает героям и читателю загадки, все хорошо. Но когда загадки начинают разгадываться...

Пиявки-охранники убивали только аборигенов, людей они не трогали. Разрушили они и робота, запущенного в болото. Почему? Оказывается, потому что аборигены и робот... раздеты! Пришельцы запрограммировали защиту от раздетых, считая, что наличие одежды есть признак высокоразвитой технической цивилизации, способной им помочь. Экая святая простота!

Далее. За тридцать лет никто не удосужился взяться за изучение пиявок на месте, хотя их трупы доставляли на Землю и исследовали, надо думать, большие специалисты. А ларчик открывался так просто! Достаточно было [зачеркнуто: приложить] подать на трупик какой-то вольтаж, и все выяснилось.

Далее. Новичок на планете Ирина первой удосужилась подняться над озером и обнаружить, что оно круглое, следовательно (!), искусственного происхождения. Бедные цивилизаторы, ни до чего у них руки не доходили.

Далее. Что же это за радиоактивность была на озере, если люди ее не удосужились замерить, так как не замечали, а она между тем поразила психику населения целой планеты? Боги физики, куда же вы смотрели?

Далее. Полное сходство по облику существа с современным белым человеком определяется, [зачеркнуто: это со] как это должно быть известно автору, его расовыми особенностями и биологической эволюцией, а не общественным строем, в коем оное существо пребывает. Кроманьонцы бли постройнее и покрасивее некоторых моих знакомых, а уж это были дикари из дикарей.

Далее... Но примеров технических ошибок можно привести еще много. Укажем теперь на ошибку идейную. Открыть и указать аборигенам широкую дорогу к рабовладельческому строю – дело, конечно, теоретически интересное. Только как оно выглядит с точки зрения коммунистической морали? Возможно, автор хотел сказать не это. Но тогда что? Вскрыть причины неизбежного умирания цивилизаций [зачеркнуто: на опыт] при помощи эксперимента над населением целой планеты? Туманно, неясно.

Короче говоря, в таком виде повесть рекомендовать для издания в «Мире приключений» я не могу.

22.08.71

 

[Предыдущая рецензия]     Список рецензий АНС     [Следующая рецензия]


      Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
      © "Русская фантастика", 1998-2012
      © Аркадий Стругацкий, текст, 1963-1972
      © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
      © Алексей Андреев, графика, 2006
      Редактор: Владимир Борисов
      Верстка: Владимир Борисов, Максим Образцов
      Корректор: Владимир Дьяконов
      Страница создана в январе 1997. Статус официальной страницы получила летом 1999 года